НИТИ
Центральная Азия. Инвестиции
Некоторые считают, что геополитическое соперничество XIX-XX века между Британской и Российской империей, которое именуют "Большой игрой" и "Войной теней", продолжается и по сей день: старая карта, старые и новые игроки. Новые аспекты. Если раньше в первую очередь "игра" касалась военно-политических вопросов, то теперь - экономических.

В этом плане особую важность представляют иностранные инвестиции, которые в ЕАЭС открыто стали планом по "импортозамещению", то есть очередной частью передела мира.

Как и любой другой регион, Центральная Азия обладает и привлекательными, и отталкивающими для инвесторов сторонами. Отсутствие инфраструктуры, большой запас полезных ископаемых, реформирование систем, нестабильная политическая ситуация, лоббирование интересов, коррупция.
Центральная азия. инвестиции
ЕАЭС
С 2019 года в ЕАЭС обсуждается проект скоординированной инвестиционной и производственной работы, в рамках которого планируется реализовать 185 проектов общей стоимостью 300 млрд долларов.

Часть проекта - так называемая "карта развития индустрии". Это перечень действующих и планируемых промышленных предприятий стран Евразийского союза, который поможет исключить дублирование производства.
  • Евразийская экономическая комиссия
    Цитата из публикации, июль 2021 года
    Документ также включает технологические направления, по которым в ЕАЭС необходимо импортозамещение, и организации, готовые участвовать в реализации соответствующих проектов. Эта информация позволит сформировать производственные кооперационные цепочки в рамках Союза, а также рационально распределять меры господдержки импортозамещающих производств. В карту также вошли товарные позиции, наиболее значимые по объёму импорта в Союзе.
Карта размещена на сайте Евразийской экономической комиссии. В перечне, который обновлялся в мае 2023 года, указано 4 проекта в Армении (растениеводство и животноводство), 30 - Беларуси (растениеводство, животноводство и переработка), 31 в Казахстане (растениеводство, животноводство, переработка и развитие рынка), 7 в Кыргызстане (растениеводство и переработка), 103 - в России (растениеводство, животноводство, переработка и развитие рынка).

В рамках ЕАЭС государства говорят об успешной инвестиционной политике. Как на самом деле обстоят дела?
Центральная азия. инвестиции
Казахстан
За 20 лет 70% объема накопленных входящих инвестиций стран Центральной Азии из третьих стран пришлись на Казахстан - 151,9 млрд долларов от 211 млрд долларов. Но при этом правительство отчитывается о том, что инвестиций для развития страны не хватает.
  • Касым-Жомарт Токаев
    Президент Республики Казахстан, послание 2 сентября 2023 года
    Основной проблемой, ограничивающей рост экономики, является нехватка инвестиций. Дефицит инвестиций равен отсутствию роста в будущем. В прошлом году вложения в основной капитал составили всего 15% от ВВП. Во многом это следствие того, что отечественные банки мало участвуют в развитии экономики. Такая ситуация вынуждает Правительство заниматься прямым финансированием, гарантированием и субсидированием. Это затратно, малоэффективно и противоречит принципам рыночной экономики.
Нехватка инвестиций в стране, несмотря на первый взгляд неплохие показатели, наблюдается по нескольким причинам. Во-первых, львиная доля инвестиций направляется в сырьевой сектор. Так, традиционным лидером по привлечению прямых иностранных инвестиций в Казахстане является Атырауская область - нефтяная столица страны.

По данным на 2006-2021 годы 48,51% от общего объема накопленных инвестиций в Казахстане пришлось на горнодобывающую и обрабатывающую промышленность. Если взять другой период - с 2014 по 2021 год - процент вырастет еще больше: до 61,49%.

Дисбаланс между секторами усилился после 2012 года. Если до этого, к примеру, ежегодно в финансовый сектор Казахстана инвестировали по 2-3 миллиарда долларов ежегодно, то после - 300 млн-1,6 млрд. После 2016 года деньги ушли и из сектора "деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий; технических испытаний и анализа" - спад с 5-9 млрд долларов до 100-400 млн.
Понимание того, что структуру необходимо диверсифицировать, никуда не привело.
  • Кайрат Келимбетов
    министр экономического развития и торговли РК, 2011 год
    Перед Правительством поставлена конкретная задача по переориентации прямых иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор. Понятно, что для дальнейшего роста казахстанской экономики необходимо заниматься ее диверсификацией. Сегодня в рамках ПФИИР реализуются около 20-25% крупных индустриальных и инфраструктурных проектов
Вторая причина заключается в том, что, несмотря на отчеты о том, что инвестиций в экономику становится больше - показано на графике "валовый приток прямых инвестиций" - на самом деле чистой прибыли из года в год становится все меньше.

Дело в том, что валовый приток инвестиций не очень объективно отражает картину - инвестиционные доходы страны Всемирный банк, к примеру, оценивает по чистому притоку инвестиций, а не валовому. Эти данные учитывают как приток инвестиций, так и их отток.

Недавно на это обратил внимание и Национальный банк Казахстана.
  • Нацбанк РК
    Июль 2023
    Исторически в Казахстане уделяется особое внимание показателю валового притока ПИИ как в совокупном выражении, так и в разрезе по регионам привлечения и секторам экономики. Однако данных по валовому притоку ПИИ недостаточно для понимания реальной картины потоков инвестиций, так как методология такой статистики имеет свои особенности. В международной практике принято уделять больше внимания показателю по чистому (или нетто) притоку ПИИ. Это обусловлено тем, что данный показатель наравне с входящими потоками учитывает и исходящие, что дает возможность оценить ситуацию с потоками ПИИ более объективно.
Чтобы увидеть реальную картину, отмечает регулятор, от чистого притока необходимо также отнять реинвестиции. Реинвестиции - это доход инвестора, которые инвестор может и вложить обратно в свой проект, и забрать себе в виде дивидендов, поэтому учитывать это при подсчете инвестиционных доходов государства не совсем верно.

Какая же инвестиционная прибыль у Казахстана на самом деле?
Таким образом, инвестиции утекают из Казахстана стабильно на протяжении пяти лет.

В чем проблема?

Стоит, вероятно, взглянуть на ситуацию с позиции людей, а не цифр.

Показательными являются громкие уходы иностранных инвесторов из Казахстана.

Одним из ярких примеров - уход из Казахстана американской энергетической компании The AES Corporation.

Хронология

1996. Компания пришла на казахстанский рынок в 1996 году - во времена обширной приватизации государственных объектов. Страна искала инвесторов, которые хоть и за небольшую сумму, но купят объект и будут в дальнейшем инвестировать в страну. Кроме того, инвестор брал на себя все возникшие на предприятии долги. Инвесторы, в свою очередь, получали недорогой объект и дальнейшую прибыль. Правительству, по данным Всемирного банка, нужно было привлечь инвесторов для предотвращения коллапса энергетического сектора.

The AES Corporation приобрела Усть-Каменогорскую и Согринскую ТЭЦ и ГЭС, Экибастузскую ГРЭС, а так же стала управляющей энергоснабжающих казахстанский компаний АО «ВК РЭК» и ТОО «Шыгысэнерготрейд».

1999. Практически сразу же компания столкнулась с обвинениями в нечестно выигранном тендере. На что последовал ответ о том, что предприятие - в данном случае Экибастузская ГРЭС - было выкуплено честно по голландскому методу (тендер на снижение стоимости) и в катастрофическом состоянии.

"Несмотря на многочисленные проблемы, на сегодня мы инвестировали более 150 миллионов долларов США в наши станции, включая станции в Восточном Казахстане. Мы являемся одним из самых крупных налогоплательщиков в регионах местонахождения наших станций. Наши сотрудники своевременно получают заработную плату в наличной форме. Мы являемся активными участниками создания справедливого рынка электроэнергии, выгодного для всех участников рынка, в том числе для потребителей", - писал вице-президент корпорации в ответ на публикацию в газете "Караван".

2008. Комитет по защите конкуренции обвинил AES в нарушении антимонопольного законодательства. Председатель комитета заявил, что в период с 2005 по 2006 год компания AES "построила схему поставок только через свое аффилированное посредническое ТОО «Нурэнергосервис», произвела раздел рынка, ограничила доступ на приобретение своей электроэнергии". Компанию оштрафовали на 198 млн долларов.
В этом же году компания продает Экибастузскую ГРЭС компании "Казахмыс". В интервью региональный директор компании тогда охарактеризовал их отношения с правительством Казахстана как "натянутые", а инвестиционную деятельность в Казахстане как не очень удачной.

"Если ознакомиться с казахстанскими законами, система выглядит так, будто здесь достаточно открытый рынок. Основываясь на этом, мы составляли когда-то свои бизнес-планы и принимали инвестиционные решения. Но в этом году все чаще я стал слышать разговоры о том, что нужно ввести регулирование рынка электроэнергии. Что ж, во многих государствах этот рынок регулируется. Но в Казахстане регулирующий орган, как я понимаю, будет подчиняться правительству. Соответственно, он не будет принимать во внимание интересы инвесторов или потребителей, а ориентироваться станет на политические заявления".

В период с 2001 по 2010 на AES наложили 53 штрафа, многие из которых компания оспорила в Верховном суде. Штрафы были наложены в связи с принимаемыми в то же время законами о монополиях.

В 2008 году, как заявляли сотрудники организации позже в суде, подвергались допросам. Один из них направил жалобу на имя прокурора Восточно-Казахстанской области на действия Антимонопольного комитета при запросе некоторых документов. Представители компании также заявляли об угрозах со стороны акимата с целью подписания тарифных документов. Угрожали, по их словам, арестом их и членов их семей.

2010. Компанию обвинили в невыполнении инвестиционных обязательств.

2011. Усть-Каменогорскую ТЭЦ оштрафовали на 920 тысяч долларов за "злоупотребление доминирующим положением". AES досрочно расторгла договор управления АО «ВК РЭК» и ТОО «Шыгысэнерготрейд». Перед этим антимонопольный комитет не одобрил повышение тарифа на электроэнергию на 15,4%, одобрив повышение на 7,4%. Причиной расторжения контракта для публики было "концентрация на других задачах".

2013. Компания судится с правительством из-за принятого в 2012 году закона об электроэнергетике. Закон они назвали иррациональным и препятствующим получению прибыли инвесторами.

2017. Компания заявила об уходе с казахстанского рынка. Официально причина не озвучивалась, однако позже The AES Corporation подала в суд на казахстанское правительство. Дело характеризуется как "Иски, возникшие в результате ряда действий, включая штрафы и тарифные ограничения, наложенные на истцов антимонопольными органами Казахстана в отношении цен на энергоносители, которые предположительно оказали неблагоприятное финансовое воздействие на деятельность компании в стране". Компания заявила, что принятые Казахстаном законы не только не позволили заработать, но и даже вернуть вложенные инвестиции. Правительство, в свою очередь, настаивало, что компания должна действовать в рамках ценового регулирования.
  • Замир Каражанов
    политолог, интервью на портале Central Asia Monitor, 2017
    Если брать опять же энергетический сектор, то здесь государство контролирует тарифы, а по сути, и прибыль компаний. При этом оно выдвигает требования по модернизации хозяйства. Иначе говоря, заставляет компании тратить заработанное. В итоге возникает противоречие. А там, где существуют противоречия, трудно добиться поставленной цели и динамики развития. Поэтому при проведении инвестиционной политики надо избегать таких ножниц. Я назвал только один фактор. В последнем рейтинге конкурентоспособности ВЭФ Казахстан опустился вниз. В качестве основных проблем, которые делают экономику нашей страны непривлекательной, назывались коррупция, слабая образованность рабочей силы, недостатки в налоговом регулировании, неэффективное государственное администрирование и другие.
С трудностями в Казахстане столкнулась и компания из Германии Heidelbergcement, которая в 2013 году построила цементный завод в Мангистауской области за 200 млн евро.

Завод "Каспий цемент" открывался торжественно - в присутствии на тот момент президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. В производстве, как сообщалось, использует передовые технологии, сухой мел, и не наносит вреда окружающей среде. Это было очень важно, так как ранее в этом нефтяном регионе не было своего производства цемента и его приходилось покупать в других странах.

В 2018 году предприятие столкнулось из ниоткуда взявшейся конкуренцией: на рынке появился иранский цемент по значительно сниженной цене.
  • Ирина Унжакова
    депутат Мажилиса Парламента РК, цитата на портале Mangystau Media, 2018
    Это ненормальная ситуация. Ведь инвесторы пришли в Мангистаускую область, построили предприятие, наладили уникальное производство, вложились в него, соблюдают все свои договорные и социальные обязательства и соответственно, выпуская качественную продукцию, имеют право на получение прибыли. Но тут вдруг на рынок мы запускаем иностранных производителей, продукция которых по поступившей к нам информации не имеет сертификатов и не соответствует требованиям и нормам Республики Казахстан. Но, тем не менее, эта продукция все равно каким-то образом попадает к нам на рынок.
А в 2021 году рабочие завода устроили забастовку, требуя поднятия заработной платы. Компания выдвинула два предложения в ответ на забастовку: увеличить минимальную заработную плату до 200 тысяч тенге или доплачивать 48 тысяч тенге в месяц (зарплата у рабочих 150-160 тысяч тенге в месяц). Рабочие выбрали второй вариант и вернулись на работу. Проблема была решена, но выяснилось, что работать в Казахстане инвесторам не очень-то легко: генеральный менеджер сообщил журналистам, что за 11 месяцев 2021 года антимонопольный комитет проверял их 33 раза.

"Чтобы выдержать конкуренцию, наша продукция стоит от 30 до 38 евро. Наша маржа слишком мала. Фактически владельцы завода еще не воспользовались вложенными в него более чем 10 миллионами евро. Повышение заработной платы на 60 процентов, как того требуют рабочие, означает банкротство", - сказал менеджер завода Войцех Гоун.
  • Организация экономического сотрудничества и развития
    Нормативная и правовая основы Казахстана все еще препятствуют усилиям по привлечению ПИИ, поскольку они не являются в полной мере благоприятными для конкуренции, и государственные монополии по-прежнему доминируют в определенных частях энергетики (транспортировка нефти, электропередача) и транспортной отрасли (порты, аэропорты, железные дороги). Нерешенная проблема коррупции и неустраненные недостатки в сфере корпоративного управления также продолжают беспокоить инвесторов.
Центральная азия. инвестиции
Кыргызстан
Приток прямых иностранные инвестиции в Кыргызстан увеличился в середине 2000-х годов. Большинство инвестиций направлялись в горнодобывающую деятельность. В 2013 году увеличился приток инвестиций и в другие сферы деятельности, однако в целом объем ПИИ в не-горнодобывающие отрасли оставался низким.

Больше всего инвестируют в Кыргызстан компании из Китая, Турции и России.
После 2016 года инвестиционные доходы Кыргызстана начали падать. В 2021 году по сравнению с 2016 годом в процентном выражении заметно меньше вкладывают денег в проекты по обеспечению электроэнергией и газом (спад с 122 млн долларов до 6,7 млн ) и финансовому посредничеству и страхованию (с 178,7 млн до 53,5 млн). Наибольший рост наблюдался в сфере добычи полезных ископаемых - рост с 54,3 млн до 211,9 млн.
Сумма инвестиций за вычетом реинвестированных доходов отрицательная на протяжении пяти лет.
В структуре инвестиций прямые инвестиции (это вложение денег в конкретные проекты) занимают небольшую долю.
По мнению главы Международного делового совета Аскара Сыдыкова, притоку инвестиций препятствуют несколько факторов.

- Несоответствие госполитики утвержденным программным документам;

- Слабая судебная система;

- Хаотичные изменения в законах в сфере экономики;

- Слабая защита частной собственности;

- Бюрократия и затягивание в процессе принятия решений;

- Давление со стороны правоохранительных контролирующих органов;

- Влияние криминальных и иных неформальных структур;

- Непоследовательная кадровая политика и недостаточная квалификация госслужащих.
Во время беспорядков в октябре 2020 года в Кыргызстане были атакованы зарубежные компании-инвесторы, несколько зданий были подожжены, а сотрудники - избиты. По словам предпринимателей, было зафиксировано не менее 50 фактов захвата месторождений и имущества инвесторов.
  • Улукбек Марипов
    Занимал пост премьер-министра, 2021
    Для поднятия экономики Кыргызстана мы должны возродить производство. Надо прекратить оказывать давление на бизнес, за счет которого и держится бюджет страны. Будут проведены реформы в контролирующих органах и по самой системе проверок. Мы с главой государства пришли к единому мнению. Дай бог, в стране произойдут позитивные изменения в плане создания условий для инвестиций и инвесторов. Будут сделаны реальные шаги.
Тем не менее, принимаемые законы не всегда способствуют притоку инвестиций в страну.

В 2021 году президент Сыдыр Жапаров издал указ «О вопросах реформирования горнодобывающей отрасли Кыргызской Республики», который внес важные изменения в законодательство в декабре 2022 года. В частности, инвестор, в случае получения лицензии на недропользование, обязан отдать правительственной компании долю в созданной в Кыргызстане компании, которая будет вести разработку недр (это не касается компаний у которых были лицензии на момент принятия закона).

По словам Аскара Сыдыкова, инвесторы не встретили изменения с восторгом - несколько компаний отказались вести дальнейшие переговоры обсуждаемым проектам.

В целом, по части горнодобывающей отрасли, вокруг которой в Кыргызстане на постоянной основе вспыхивают недовольства, не утихают споры, настаивают на том, что месторождения должны разрабатываться только государством. О разработке крупнейшего в Кыргызстане месторождения черных и цветных металлов Жетим-Тоо высказались достаточно категорично.
  • Дайырбек Орунбеков
    Руководитель службы информационной политики администрации президента
    Мы на все 100 процентов будем сами разрабатывать Жетим-Тоо. Ни один процент не может быть отдан кому-то. Уже определен источник средств на эксплуатацию рудника, государство построит металлургический завод, в котором будут работать местные жители. Никакие иностранные компании участвовать не будут. Месторождение Жетим-Тоо принесет государству больше доходов, чем Кумтор
Но можно отставить в сторону добычу полезных ископаемых - Кыргызстан заинтересован преимущественно в энергетических и инфраструктурных проектах. Как реализовывались такие проекты в прошлом?

Верхне-Нарынский каскад ГЭС

2012. Правительства Кыргызстана и Российской Федерации подписывают договор о строительстве ГЭС. Для проекта кыргызская ОАО «Электрические станции» и российская ОАО «РусГидро» создали управляющую компанию ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции», доли в которой Кыргызстан и Россия распределили по 50%. Половину из своих 50% кыргызская сторона отдала ОАО «РусГидро» в доверительное управление на срок окупаемости проекта.

2014. Началось строительство завершить которое планировали в 2019 году.

2015. Между кыргызской и российской стороной возник конфликт. Первая обвинила вторую в неисполнении финансовых обязательств и затягивании сроков. В то же время вмешался Узбекистан, который выразил опасения по поводу влияния проекта на водность своих рек.

В конце года на тот момент президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев заявил, что Россия не сможет выполнить взятые на себя обязательства и вероятно правительство будет искать нового инвестора.

2016. Кыргызстан оформил отказ от договора.

2017. Кыргызстан нашел нового инвестора - чешскую компанию Liglass Trading, которая пообещала вложить в проект 500 млн долларов. Спустя некоторое время в чешских и кыргызских СМИ появляется информация о том, что у компании нет ни опыта, ни денег для строительства ГЭС - компания занимается выпуском стеклянных изделий и в последнем финансовом отчете показала отрицательные доходы. В СМИ указали, что контракт лоббировал на тот момент президент Чехии Милош Земан. В самой компании это отрицали.
  • Михал Смелик
    Глава Liglass Trading
    Я попытаюсь вам ответить наиболее искренне, но чтобы не сдать партнеров. Для того, чтобы принять участие в этом тендере и его выиграть, мы пришлось доказывать свою полную готовность – не только финансовую, но и техническую и экономическую готовность. Большая часть этих денег – это мои собственные средства, которые я копил 10 лет.

    Как только проект будет профинансирован, если он будет профинансирован вовремя, если мне позволят сделать свою работу, я сообщу общественности информацию о всех партнерах. Все средства собирает Liglass Trading и посылает их в Кыргызстан. Еще раз – там мои собственные средства, из моей группы компаний, и там деньги партнеров.

    Здесь на меня начались нападки: у вас, мол, нет никаких лицензий, вы не производите турбин. А я говорю: Ну и что? У меня менеджерская компания, которая нанимает лучших экспертов в данном регионе. И всегда я сотрудничаю с региональными компаниями.
Правительство Кыргызстана в ответ на обвинения общественности сообщило, что контракт будет расторгнут если компания не выплатит первый взнос - 37 млн долларов - в срок. Требование не было выполнено, компания попросила перенести срок выплаты, и контракт был расторгнут.

2018. Российская ОАО «РусГидро» подала иск в Гаагский суд на Кыргызстан с требованием вернуть вложенные ею 37 млн долларов. Суд обязал Кыргызстан выплатить запрошенную сумму.

2023. Стало известно, что новым инвестором будет неизвестная британская компания MINDDOCK LIMITED DBA Enterprise Energy Investment.
По данным исследования «Защита инвесторов и международные инвестиционные соглашения» Международной финансовой корпорации (IFC) Кыргызстан входит в топ-20 стран, на которые инвесторы подают в суд. Организация анализировала данные Системы инвестиционных судов (ISDS) за 2019 год. В большинстве исков инвесторы жаловались на принудительное изъятие имущества.

По мнению IFC, которое организация высказала в исследовании "Создание рынков в Кыргызской Республике" в 2021 году, слабая защита интересов инвесторов - главная причина слабого притока прямых иностранных инвестиций.
  • Международная финансовая корпорация
    Исследование "Создание рынков в Кыргызской Республике", 2021
    По уровню ПИИ Кыргызстан отстает от сопоставимых стран региона, что привело к недостаточному развитию несырьевого экспорта. В секторах, отличных от горнодобывающего, камнеобрабатывающего и нефтехимического производства, стране не удалось привлечь частные инвестиции в таком масштабе, который позволил бы создать достаточно высококачественных рабочих мест для растущей рабочей силы страны. Кроме того, приток ПИИ существенно колебался год от года, а в последние два года был особенно низким. В 2017 году чистый приток ПИИ в процентах к ВВП стал отрицательным (-1,4%) на фоне того, что в 2015 году правительство оказалось втянутым в юридический спор о контроле над золотодобывающим рудником «Кумтор», который был разрешен только в 2019 году. Этот резонансный спор стал негативным сигналом для других инвесторов, и, следовательно, некоторые другие инвестиционные проекты были приостановлены. Следует отметить, что Кыргызстан относится к странам с самым большим количеством международных споров с государством в качестве ответчика, - большинство из них касаются нарушения правительством условий инвестиционных соглашений. Инвесторы страдают от непоследовательного регулирования и ограниченного количества механизмов защиты прав инвесторов (World Bank 2019). Основные причины слабого притока ПИИ в страну – неудовлетворительная защита интересов инвесторов, обременительная деловая среда, нехватка инвестиционных проектов, а также нежелание правительства стимулировать участие частных инвесторов в создании инфраструктуры, в том числе в рамках государственно-частных партнерств.
Made on
Tilda